vzaimod_s_semjami_vospitannikov

Перекатов
а Светлана
Анатольев
на

Подписано цифровой
подписью:
Перекатова Светлана
Анатольевна
Дата: 2021.05.13
13:56:15 +03'00'

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г; Федеральным законом №
273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в редакции от 6 марта 2019г;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1014 от 30.08.2013г с изменениями от 17.07.2015г;
Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом МБДОУ детского сада №9 г.Донецка (далее
– ДОУ).
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в
единое пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных
представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого
выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления,
цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к
формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями воспитанников,
критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию,
регламентирует контроль осуществления взаимодействия.

1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
• работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых
форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
• повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование
традиций семейной культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного
учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного
учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
•

организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;

•

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного
учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

•
•

•

•

оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)

•
•

активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников,
поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей
дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;

•

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.

•

выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и
повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной
культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав
и достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей)
воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного,
художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений
семей.

•
•
•
•

3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников
строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•
•

принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и
партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников,
а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания
и развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов
воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоциональноблагоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и
открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения не допускается никакого принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни),
морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение
детей и их семей к традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими
детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности
точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год,
который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется
задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает следующие этапы
работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка,
других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);

• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению
типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем,
комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для
той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными
представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного
образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать
ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы
согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к
решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного
учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений,
выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи,
папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам,
в том числе и по формированию ценностных установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний,
повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в
семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями,
современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации,
корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов
сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных
представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных
представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и
поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;

•

соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и
семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление
ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения
педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом
культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и
не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в
том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными
представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему
воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных
представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка,
анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в
клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в
педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в
дошкольном образовательном учреждении.

7.7. Критерии анализа годового плана:
• планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
• учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
• разнообразие планируемых форм работы;
• планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических
кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
• разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;

•

выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном
образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
• разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
• отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
• учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль

8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим
воспитателем дошкольного образовательного учреждения.

8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
• посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;
• изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
дошкольном образовательном учреждении.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».