Перекатов а Светлана Анатольев на Подписано цифровой подписью: Перекатова Светлана Анатольевна Дата: 2021.05.05 21:47:37 +03'00' КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ Раздел 1. Общие положения 1.1. Кодекс профессиональной этики воспитателя ДОУ (далее – воспитатель) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ними иными законодательными и локальными актами, нормами международного права, а также общечеловеческими моральными нормами и традициями российской школы. 1.2. При осуществлении своей деятельности воспитатель руководствуется следующим принципами: гуманности, законности, демократичности, справедливости, профессионализма, взаимного уважения. Раздел 2. Основы деятельности воспитателя 2.1. Личность воспитателя ДОУ 2.1.1. Профессиональная этика воспитателя требует призвания, преданности работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. 2.1.2. Воспитатель требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. 2.1.3. Воспитатель занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы. 2.1.4. Воспитатель несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – воспитание детей. 2.1.5. Воспитатель несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром. 2.1.6. Воспитатель несет ответственность за порученные ему администрацией ДОУ функции и доверенные ресурсы. 2.1.7. Воспитатель имеет чувство меры и самообладание в любой сложной коммуникативной ситуации. Искренняя улыбка в общении - "знак качества" и профессиональной компетенции. 2.1.8. Внешний вид воспитателя должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. 2.2. Авторитет, честь, репутация 2.2.1. Своим поведением воспитатель поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога. 2.2.2. Воспитатель передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. 2.2.3. Воспитатель является носителем и пропагандирует культуру, как при исполнении своих прямых обязанностей, так и за пределами ДОУ. 2.2.4. В общении с воспитанниками, родителями (законными представителями) и коллегами воспитатель уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает этические нормы и правила, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации. 2.2.5. Авторитет воспитателя основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Воспитатель создает свой авторитет при помощи корректных и общепринятых способов в обществе. 2.2.6. Воспитатель воспитывает на своем положительном примере, избегает морализаторства, проявления осуждения и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. 2.2.7. Воспитатель имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей. 2.2.8. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией воспитателя ДОУ. 2.2.9. Воспитатель дорожит своей репутацией. Раздел 3. Взаимоотношения с другими участниками образовательных отношений 3.1. Взаимоотношения воспитателя с воспитанниками 3.1.1. Воспитатель создает оптимальные условия для познавательного, речевого, физического, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития ребенка в адекватных возрасту видах, времени и формах. 3.1.2. Воспитатель стремится к повышению мотивации к познанию мира у воспитанников, укреплению в них веры в собственные силы и возможности, ответственен за их мотивационный настрой к будущей учебной деятельности и эмоциональное состояние. 3.1.3. В первую очередь воспитатель должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и должна быть обоснованна. Воспитатель не должен терять чувства меры и самообладания. 3.1.4. Воспитатель выбирает методы работы, способствующие развитию у воспитанников положительных черт и взаимоотношений: самостоятельности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим. 3.1.5. При оценке поведения и достижений детей воспитатель стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать их мотивацию к деятельности. 3.1.6. Воспитатель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку. 3.1.7. При оценке достижений воспитанников воспитатель стремится к объективности и справедливости. 3.1.8 Воспитатель постоянно заботится о культуре своей речи и общения. 3.1.9. В общении с другими участниками образовательных отношений воспитатель соблюдает корректность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3.1.10. Воспитатель не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать воспитанников и их родителей (законных представителей), требовать от них каких-либо услуг или одолжений. 3.1.11. Воспитатель не имеет права требовать от родителей (законных представителей) воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе дополнительную. Если педагог оказывает дополнительную услугу, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором. 3.1.12. Воспитатель терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам всех участников образовательных отношений . Он не имеет права использовать индоктринацию, навязывая воспитанникам свои взгляды. 3.1.13. Воспитатель самостоятельно выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, их родителями (законными представителями) и коллегами, основанный на взаимном уважении. 3.2. Взаимоотношения воспитателя с педагогическим сообществом 3.2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Воспитатель защищает не только свой авторитет, но и авторитет коллег. Он не принижает коллег в присутствии воспитанников или других лиц. 3.2.2. Воспитатель избегает необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях с коллегами. В случае возникновения разногласий стремится к их конструктивному решению. 3.2.3. Педагоги избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 3.2.4. Правом и обязанностью воспитателя является оценка деятельности коллег и администрации ДОУ. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ, а не за ее пределами. 3.2.5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации ДОУ или в случаях выявления преступной деятельности. 3.2.6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации ДОУ, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в ходе открытых педагогических дискуссий. 3.2.7. Воспитатели не прикрывают ошибки и проступки друг друга. 3.3. Взаимоотношения с администрацией ДОУ 3.3.1. ДОУ базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. 3.3.2. В ДОУ соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель ДОУ. 3.3.3. Администрация ДОУ терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений сотрудников, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений. 3.3.4. Администрация ДОУ не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации ДОУ с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия. 3.3.5. Администрация ДОУ не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им трудовых обязанностей. 3.3.6. Оценки и решения руководителя ДОУ должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. 3.3.7. Воспитатели имеют право получать от администрации ДОУ информацию, имеющую значение для работы образовательной организации. Администрация ДОУ не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, которая поможет повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в ДОУ на основе принципов открытости и общего участия. 3.4. Отношения с родителями (законными представителями) воспитанников 3.4.1. Воспитатель консультирует родителей (законных представителей) по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми. 3.4.2. Воспитатель осуществляет с семьей "обратную связь", предоставляя им информацию о жизни в ДОУ и достижениях конкретного ребенка. Родители (законные представители) имеют право получать полную информацию о развитии своего ребенка. Выводы педагога носят доброжелательный и позитивный характер. 3.4.3. Воспитатель не разглашает высказанное детьми мнение об их родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение. 3.4.4. Воспитатели должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными представителями) воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты к организации для педагогов угощений, поздравлений и тому подобных мероприятий. 3.4.5. Отношения педагогов с родителями (законными представителями) не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей. 3.4.6. Панибратские отношения педагогов и родителей (законных представителей) мешают профессиональной деятельности, способствуют распространению в родительской среде внутренней, закрытой информации ДОУ, вредят имиджу образовательной организации. Коммуникация между родителем и педагогом должна вестись по имени и отчеству, в нейтральной и уважительной форме обращения на "Вы". 3.4.7. Воспитатель содействует родителям (законным представителям) в защите прав ребенка и его достоинства, при необходимости информирует их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения. 3.4.8. Воспитатель осознает право родителей (законных представителей) иметь собственный взгляд и личный подход к воспитанию своего ребенка. При необходимости педагог корректно рекомендует родителям (законным представителям) ребенка обратиться к специалистам службы психолого-медико-педагогического сопровождения. 3.4.9. Воспитатель не имеет права вторгаться в частную жизнь семьи воспитанников. Однако в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) ребенка воспитатель должен информировать об этом соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи. 3.4.10. На отношения педагогов с воспитанниками не должна влиять поддержка ДОУ, оказываемая их родителями (законными представителями). 3.5. Взаимоотношения с обществом и государством 3.5.1. Воспитатель является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком. 3.5.2. Воспитатель старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения. 3.5.3. Воспитатель хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности. Раздел 4. Академическая свобода и свобода слова 4.1. Воспитатель имеет право пользоваться различными источниками информации. 4.2. При отборе и передаче информации воспитанникам воспитатель соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо. 4.3. Педагог может по-своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они пригодны с профессиональной точки зрения. 4.4. Воспитатель имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными. 4.5. Воспитатель не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд ДОУ. Раздел 5. Использование информационных ресурсов 5.1. Педагоги ДОУ должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. 5.2. Педагоги ДОУ не должны использовать имущество (помещения, мебель, телефон, факс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. 5.3. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества ДОУ. Раздел 6. Личные интересы и самоотвод 6.1. Воспитатель должен быть объективным и бескорыстным. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей. 6.2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения. 6.3. Воспитатель не может представлять ДОО в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить администрации ДОУ и лицам, рассматривающим данное дело. Раздел 7. Подарки и помощь ДОУ 7.1. Воспитатель является честным человеком и строго соблюдает законодательство РФ. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача. 7.4. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали воспитанников или их родителей (законных представителей) для вручения подарков или подготовки угощения. 7.5. Педагог может принять от родителей (законных представителей) воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную ДОУ. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и публично от ее лица выразить благодарность семье воспитанника. Раздел 8. Прием на работу и перевод на более высокую должность 8.1. Руководитель ДОУ должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении его в должности. 8.2. Педагог не может оказывать давление на администрацию ДОУ с тем, чтобы в образовательную организацию, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или, чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения. 8.3. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за прием на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п. Раздел 9. Заключительные положения 9.1. При приеме на работу в ДОУ (до подписания трудового договора) руководитель обязан ознакомить воспитателя под роспись с настоящим Кодексом профессиональной этики. 9.2. Нарушение воспитателем положений настоящего Кодекса профессиональной этики подлежит обсуждению на заседаниях педагогического коллектива.